search
top

О звонах и звонарях

Смысл и назначение колокольного звона

Прежде всего хотелось бы привести выдержки из чина благословения компана (освящения колокола): О еже благословити кампан сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, о еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имене Святаго Твоего, О еже гласом звенения его утолится и утешится и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям (засухам), злорастворенным воздухом. О еже отгнати всю силу, коварства же и наветы нивидимых врагов. От всех верных своих, глас звука его слышащих, и к деланию заповедей Своих возбудити я. Таким образом мы видим, что колокольный звон: 1) созывает к службе 2) знаменует выражает торжество Церкви и богослужения 3) Прогоняет нивидимых врагов 4) очищает пространство действуя как антисептик 5) оказывает положительное влияние на погоду.  Действие колокольного голоса поистине удивительно!

Облик звонаря

Очень важно, чтобы звонари были людьми нравственными, живущими жизнью Церкви, а не просто обученными музыкантами. Приведу пример из дневника прот. Андрея Тихвинского настоятеля Успенского собора в Ростове Великом в 20-е гг. ХIХ в. Его заботили  не сколько звоны и звонницы, сколько неподобающее поведение звонарей: « В праздник Георгия Победоносца звонари отлучились от должности и некому было звонить кроме посторонних, они же, посторонние очень дурно делали 1-й звон ко Всенощной. Обращаясь к нерадивым звонарям настоятель с горечью говорит: Кто даст знать о вашей небрежности целому городу как не вы сами, кто начальника может больше возмутить и оскорбить как не вы.

От настроя звонаря зависит содержание звона. Ведь сразу чувствуется, с каким внутренним настроем звонит звонарь. Чтобы создать в себе его, нужно обязательно молиться перед началом звона. Задача любого звонаря- призвать людей к молитве перед службой, усилить ее во время богослужения и закрепить после. Тот является настоящим звонарем, под звон которого можно молиться. Если звонарь не молится, то звон его безплоден.

О каноническом уставном звоне

Должен сказать, что любой православный колокольный звон- это всегда импровизация на основе определенных традиций.  Как священник на основе Священного Писания, трудов Святых отцов готовится к проповеди, а потом с амвона возглашает, импровизируя, дабы обратиться к каждому верующему, зажечь у него в сердце искру веры, так же и звонарь на основе сложившихся веками традиций и упражнений звонит дабы заинтересовать и пригласить людей в храм.

В годы большевистского лихолетья храмы и колокольни были разрушены, большая часть колоколов уничтожена приемственность звонарей- нарушена. Но совсем она не умерла. Сохранились некоторые старинные звоны благодаря энтузиастам возрождения колокольного звона. Это великие имена для сегодняшних звонарей: Ныне почившие звонари Ростовского Кремля, старший звонарь Троице- Сергиевой Лавры игумен Михей (Тимофеев), звонарь Новодевичьего монастыря Владимир Машков,  архангельские звонари и  Иван Данилов и Владимир Лоханский. Они по крупицам собирали забытое в советское время искусство. Труды их не прошли даром. Звоны сохраненные и переданные ими являются классикой, основой программ звонарских школ. Они традиционные по характеру исполнения, пришедшие из глубины веков. Для сегодняшних звонарей  являются образцом, по которому должен производится звон. Ритмические фигуры Ростовской , Московской, Лаврской традиций, а также другие ритмические фигуры соответствующие  характеру звучания этих звонов и являются каноническими, уставными. Такой колокольный звон  существует в гармонии с богослужением внешним и внутренним его наполнением: характером совершаемой службы, песнопениями, архитектурой храма, его убранством.   Эту гармонию звонарю нужно почувствовать. И гораздо легче это будет сделать человеку воцерковленному.

Так же любому звонарю так же необходимо иметь в виду, что звон должен быть простым, но не однообразным, и не должен быть «звоном ради звона» , когда становится не призывом к молитве, а отдельным музыкальным концертом. Нельзя звонить в слишком быстром темпе, удары в колокола должны быть мягкими и плавными, в большие колокола — мерные.

 

«Классическая схема»

На качество звона влияет три фактора- это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Колокольня –это музыкальный инструмент. При  правильной настройке по так называемой «Классической схеме» и хорошем профессионализме звонаря, передаются все мельчайшие оттенки характер звона. Ведь звон в будни должен отличаться от звона в праздники, звон  на венчание от встречного архиерейского. Каждый вид звона имеет свое определенное построение, темп, характер звучания. Все это направлено на то, чтобы передать молящимся определенный настрой, соответствующий, тому или иному моменту церковной службы; нести информацию о богослужении людям, находящимся вне храма.

 

Подготовил Александр Моренов, руководитель Школы колокольного звона при Казанском кафедральном соборе.

Комментарии закрыты.

top